О прикладных аспектах управления людьми в организации или причем тут дети?

Попросили нашего эксперта по переговорам Дмитрия Коткина поделиться своими мыслями по результатам большого исследования про работу с людьми. И разговор неожиданно вывел на детей и манипуляции компаний, в результате чего родилась такая небольшая статья.

Прочитав результаты опроса, который провели коллеги из Стратоплана, возник логический вопрос:

«А почему 50% не любят свою работу, но ходят на нее?»
Откинув идею о том, что эти 50% процентов страдают мазохизмом, я выдвинул идею, что всеми этими людьми кто-то управляет, кто-то подчинил их своей воле. А как иначе объяснить нестыковку желаний и поведения? Конечно, этими людьми управляют хитрыми манипуляциями, и один из способов мы сейчас разберем.
Любой работодатель, топ-менеджер, собственник бизнеса хочет изменить (да и подчинить) свой персонал. Он ему не нравится, так как не позволяет получить максимально возможную прибыль. А так как максимально возможная прибыль трудно достижима (если не сказать большего), то и недовольство сотрудниками присутствует всегда. И руководитель пытается всеми силами запустить изменения, повышающие эффективность того, что, по его мнению, работает не эффективно.
Но как это сделать? Другая проблема, как удержать повысившего свою эффективность сотрудника в компании, как сделать так, что бы после вложения в него денег, сил, времени он не ушел к конкурентам?
Поведением человека управляет его внутренняя картина мира.

Что это такое? А.Я. Гуревич определяет картину мира как «сетку координат», посредством которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. В каждой модели мира есть:

  • этнические особенности;
  • универсальные понятия и категории (время, пространство, изменения, причина, судьба);
  • специфические черты у членов определенной социальной группы.

Если же не погружаться в трясины философии, то картина мира – это наше представление о том, как устроен окружающий мир и как мы должны с ним взаимодействовать, а процесс бизнес-переговоров только маленький кусочек, частный случай этого взаимодействия.

В картине мира первобытного человека Земля была плоской и накрытой хрустальным куполом неба, Солнце регулярно обходило ее с востока на запад. Это представление, отраженное в мифологии многих народов мира, основывалось на зрительном восприятии древнего человека, на его опыте. Сегодня мы прекрасно знаем, что это не так, и верим рассказу учителя природоведения начальной школы, а не своим личным наблюдениям, своим глазам, которые нам упрямо сообщают, что Земля плоская, а Солнце движется по небосклону вокруг нас, а не наоборот. Наша картина мира уже отличается от картины мира нашего пращура.

Очень условно картину мира можно представить в виде луковицы, где сердцевина – это наше ощущение себя как личности. Мы отличаемся от животных тем, что можем выделить себя из окружающего мира. Следующий уровень – система самоидентификации, которая отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире? Как я себя идентифицирую, с кем, с чем? Как я хочу, чтобы меня видели другие?». Это некий образ идеального себя, он может быть нереалистичным, делающим его обладателя слепым во взаимодействии с реальностью, а может быть динамично меняющимся под воздействием приобретаемого жизненного опыта и здоровых амбиций.

Разрушение системы самоидентификации, постановка ее под сомнение моментально вызывает бурю негативных эмоций, возбуждает собеседника. Например, в Италии, если требуется смертельно оскорбить мужчину, то проще всего этого добиться, назвав его «рогоносцем, который знает, что он рогоносец» (в итальянском языке для этого есть специальное слово). А в Японии – это обращение к мужчине в женском роде. В сознании японца, в общественной иерархии японского общества женщина стоит гораздо ниже мужчины, и такая «операция по смене пола» весьма унизительна для собеседника. Для мусульман собака – это такое же «грязное» животное, как и свинья. Мусульмане предпочитают скорее погибнуть под завалами, чем быть спасенными собаками-спасателями, именно поэтому собак и не используют для вызволения людей в случае землетрясения или лавины в мусульманских странах. Разрушение системы самоидентификации бывает страшнее физической смерти!

Следующий уровень в картине мира – система ценностей. Это уровень, который формируют в первую очередь наши родители, система ценностей помогает принять решение в условиях стоящего перед вами выбора. Продать просроченное детское питание – это искусство или преступление, ругаться матом на переговорах – это осознанный прием или несдержанность? У каждого из нас своя шкала ценностей, которая определяет наше поведение.

Для большинства работников в компании на первом месте стоит семья, а не интересы производства компании. А использует ли работодатель ценность семьи в управлении, создании эффективной организации? Думает ли лидер о детях – женах своих сотрудников и встраивает ли их в жизнь организации?

Это может достигаться разными путями: семейными конкурсами, детскими комнатами в организации, где можно оставить ребенка, семейными путевками. Прокачанный менеджер воскликнет, что это не задача компании заботиться о семье работника, ведь коммерческая структура не является благотворительной организацией.

Но приведем примеры из реальной жизни.

Пример из жизни. Крупная компания, начальник отдела продаж забеременела, ну бывает такое с женщинами. Но в результате стечения обстоятельств она попала в больницу и потеряла ребенка. Когда она вернулась в организацию, ее начальник заставил уволиться, объяснив, что как работник, она теперь никакой. Теперь она будет думать, как забеременеть, а не как продать больше товара клиентам. Уволили под надуманным предлогом. Ну, уволили и уволили, но эта история дошла до персонала, как вы думаете, что произошло с его женской половиной, которая мечтала выйти замуж и родить ребенка? Нет, они не стали писать заявления об увольнения, но они стали тихо ненавидеть свою «любимую» организацию. А вот ненависть мало способствует повышению эффективности компании. Руководитель не думал, какие ценности сотрудников задеваются таким его управленческим решением.

Другой пример из жизни. В одной из организаций, мудрый руководитель организовывал ежегодный корпоративный праздник «День урожая», он проходил осенью и на нем устраивался конкурс, где дегустировались блюда приготовленные дома. Жены сотрудников убивались на кухне, чтобы супруг мог отнести их блюдо на работу и поразить своих сослуживцев. А потом, когда супруги отправлялись в долгие командировки, жены очень лояльно относились к компании, которая лишала их семейных выходных. Они не противопоставляли семейные ценности ценностям компании.

Новый пример. В сибирском регионе строилась крупная ГЭС, из зоны затопления нужно было выселить людей, с минимальными финансовыми затратами для государства. А люди не хотели уезжать от своих домов, земли, могил родителей. Орг.консультанты, которые были приглашены для решения данной проблемы, подошли к ней с неожиданной стороны. Они начали работать с детьми. Вроде бы дети не принимают решение о переезде. Но это только кажется. То, что хочет наш ребенок, является для нас мощным мотивирующим стимулом для действий. Консультанты стали проводить в жизнь программу, в которой у детей создавали желание жить по-другому, расширяя их картину мира, показывая, как можно жить по-другому. И дети стимулировали родителей к переезду. Система, установки менялись изнутри системы. Потому что ценность семьи выше ценности комфорта и привычки. Кто-то скажет, что это противоречит морали, это манипуляции, но власти региона думали по-другому. И денег было сэкономлено очень много.

История про неграмотного учителя (еще одна история про воздействия на семейные ценности). В одной элитной московской школе появился неграмотный учитель начальных классов. Хороший педагог, но который писал со страшными ошибками. Как он попал в школу – это отдельная история. Но, когда факт неграмотности был выявлен, директор школы впал в депрессию. Разорвать контракт с учителем — ситуация не простая, закон на стороне работника. Опять же нужно срочно искать замену. После совещания с завучем было решено уволить учителя по итогам годового диктанта. Было очевидно, что безграмотный учитель не может научить детей грамматике и пунктуации. Скорее всего ученики напишут годовой диктант хуже, чем параллельные классы и этот будет основание для увольнения.

И вот годовой диктант, и о, ужас, класс написал диктант на порядок лучше параллельных классов. Как? Каким образом?

Прежде чем я раскрою тайну, предложите свою версию (не читайте дальше).

А оказалось все просто. После того, как учитель пригласил родителей в школу, написав в дневниках учеников фразу типа «Увожаемый радитель, приглашаю вас на радительскае сабрание», родители схватились за голову. Обсудив ситуацию между собой они пришли к выводу, что нужно что-то делать, и было принято единственное правильно решение, нужно со своим ребенком заниматься русским языком самостоятельно. Результаты превзошли ожидания всех действующих лиц.

Итак, давайте срезюмируем: управление людьми строится на управление изменениями их картины мира. Этому можно научиться, можно перепрограммировать сознание другого человека, и вы даже можете попробовать сделать это. Но помните, воздастся нам по вере нашей и по деяниям нашим.

 

Права на данную статью принадлежат

   footer_logo


Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.